Юрий Поляков: «Правильных слов стало меньше с момента, как пришла свобода слова»

Фото: ktelegraf.com.ru

 

Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» пообщался со знаменитым советским и российским писателем, поэтом, драматургом, киносценаристом, побывавшим на днях в Крыму

 

Не теряет ли слово свою ценность?

«Мой опыт подсказывает, если автор нашел правильное слово, если за ним что-то стоит, если оно выражает глубокие мысли, чувства, правду, то оно действует на людей точно так же, как и в прежние времена. Проблема в том, что таких слов стало меньше. И парадокс в том, что таких слов стало меньше с того момента, как пришла свобода слова.

В литературе и драматургии появилась масса авторов, которые не овладели профессией или не имеют способностей к данному делу. Я сталкиваюсь с этим часто. Почему-то государство вкладывало большие деньги в новых драматургов, чтобы сменить постсоветское время, сменить-то сменили, а на кого — неизвестно... У нас есть совет по современной драматургии, на который выделяются деньги для постановки современных пьес в театре. Так вот нам присылают пьесы, просят денег, а в списке одни драматурги с премией «Золотая маска». Понимаете? Если театр боится за свой кошт поставить эту пьесу и просит на прославленного драматурга денег, значит, премии давали неправильно? Но ведь так не бывает! Значит, это их слово не действует. И эти пьесы идут по полсезона. Эта порочная, инспирированная премиальная политика, как в области театра, так и в области литературы, привела к тому, что у нас есть известные писатели, которых никто не читает. И слово их ни на кого не действует.

А что касается свободы слова... Я проработал 16 лет во главе «Литературной газеты» — сейчас я перешел на должность председателя её редакционного совета — и у меня фактически ни разу не было серьезного конфликта с какими-то властными органами, чтобы приходилось снять статью. Однажды только был конфликт с деятелем из Администрации президента, когда у нас прошла статья об открытии Ельцин-центра. Мы печатали очень серьезную статью, что не рано ли открывать центр за такие огромные деньги — а он стоил дороже, чем весь Дворец съездов в Кремле! — политическому деятелю, вклад в русскую историю которого весьма сомнителен? Мы написали тогда резкий материл под заголовком «Мумификация позора».

О принципах. Идейных и художественных

Моя предпоследняя книга «По ту сторону вдохновения» — последняя «Фантомные были», они вышли почти одна за другой — это сборник моих эссе об искусстве, о природе творчества, о судьбе моих книг. Потому что мои первые книги выходили очень тяжело. И там есть большое эссе о моих отношениях с театром. И эти отношения довольно любопытны. Например, моя знаменитая пьеса «Одноклассница», которую играют вот уже 10 лет, мне ее вернули 13 московских театров. И одно возвращение было очень интересным. Оно показательно. У нас в искусстве нет цензуры государственной, но очень чувствуется идейно-групповая цензура. История такая.

Алла Кузнецова, критик, без моего ведома передала эту пьесу в Театр Ленинского комсомола. Там прочитали и страшно возбудились: им понравилась пьеса и они как раз собирались заказать пьесу под Караченцова, который после трагического происшествия сейчас может играть... скажем так, особые роли. А в моей пьесе как раз есть роль, где персонаж мало говорит и все время сидит. И вдруг им попадается то, что нужно! Главный герой не говорит ничего и сидит, но все крутится вокруг него. Директор пришел в восторг, худрук почитал пьесу и тоже высказался положительно. А когда там они узнали, кто сценарист, то по каким-то личным соображениям отказались работать с материалом... Идейные принципы хуже художественных".

Нужен ли цензор или худсовет?

«Ситуация непростая. Я понимаю тех деятелей культуры, которые боятся, что их возьмут под контроль и начнут строить. Но ведь и здесь двойные стандарты! Вот такая история. Некоторое время назад в театре «Модернъ» нашли финансовое нарушение. Комиссия приехала в театр после того как народная артистка Светлана Врагова, основательница этого театра, выступила в правительстве и резко покритиковала их деятельность в отношении театров. Её убрали в один день с формулировкой «за утрату доверия». И никто за нее не вступился, кроме «Литературной газеты» и отдельных деятелей искусства. Никакая либеральная общественная деятельность. Никто!

Вот и сравните со скандалом, который вокруг Серебренникова развернулся, например. Двойной стандарт: когда трогают нашего — глотку рвать будем, а если не наш — делайте что хотите. Вот этого не должно быть. Если мы корпоратив творческий, то должны стоять принципиально. Что же касается ответственности тех, кто берет деньги из бюджета на свое творчество... Я считаю, что не следует никому забывать о том, что когда ты снимаешь на казенные деньги, то нужно думать: как, что и зачем ты снимаешь.

Теперь о цензорах и худсоветах. Считаю, что такой совет должен быть из уважаемых деятелей культуры разных взглядов. Где любой конфликт мог бы разбираться компетентно и коллегиально. И чтобы такой совет отстаивал не только государственные интересы. Я далек от мысли, что государство всегда право и в случае, если госорганы занимают неправильную позицию, то худсовет поддерживал бы позиции деятеля культуры. Но он должен быть. Мне как писателю нужен редактор обязательно, к примеру. И в кино, и в театре нужна такая структура, которая объективно решала бы спорные ситуации, не доводя до истерики в обществе. Такой истерики, которая была вокруг «Матильды». Вот если бы был такой ареопаг, то, возможно, и рассосалась бы эта ситуация.

О зигзагах профессии

«Я учился сценарному мастерству у Евгения Габриловича, ВГИК я не заканчивал. Но мы писали с ним сценарий „Неуправляемой“ — острый перестроечный фильм, должен был его ставить Леонид Эйдлин, а играть — его жена Ирина Муравьева — и мы довольно долго писали этот сценарий, который потом „закрыли“. Вот там я и постигал мастерство, сразу на высшем уровне, так сказать. Практически все мои произведения, кроме последних, экранизированы. И любой фильм — это реклама книге. Но вот с пьесой по-другому. И театр мне ближе и душевно, и эстетически. И я очень ценю эту реакцию зала, которая выражается не только, скажем, в смехе. Я просто получаю удовольствие от спектакля потому, что часто берут режиссеров, близких мне по духу. И я смотрю постановку сразу с нескольких ракурсов. Смотрю как автор: что сократили, правильно или неправильно, смотрю и как просто зритель, смотрю и на зрителей: кто как вздохнул, повернулся на какой-нибудь монолог... И все это накапливается где-нибудь в подкорке, и когда я готовлю переиздание пьесы, я вспоминаю все реакции и вношу поправки в пьесу».

О премьере «Рублёвка, 38, Бис» по пьесе «Золото партии»

«Меня всегда очень волновала семейная тема: как с помощью семьи люди приспосабливаются к уродливым условиям жизни и как происходит диалог поколений. У меня старший герой почти 100-летний дед, а младший — совсем юный, самого нового поколения, так сказать. И у каждого своя правда, свое отношение к миру. Там есть серьезная сатирическая линия, и особенность моей драматургии — это соединение психологической, лирической линий и в то же время сатирической. Переживаний и волнений по поводу реализации своей первоначальной мысли в спектакле нет. Есть поговорка хорошая: „Старый конь борозды не портит“, и два предыдущих спектакля в крымском драматическом театре были прекрасны, потому и волнения нет у меня. Что же касается волнений вообще... Конечно, они бывают и это нормально. Поняли ли меня постановщик и актеры? Понравится ли зрителям? Я не верю тем, кто говорит, что пишет для себя. Это неправда. Я всегда очень болезненно отношусь к тому, если вдруг кто-то во время спектакля встал и пошел... Сижу и думаю: что ему могло не понравиться, на что он так отреагировал?.. А он вдруг возвращается! Выходил по каким-то делам неотложным. Фух... Забавно бывает. И, знаете, пьеса начинает жить тогда, когда ее поставят. Но, конечно, есть и какие-то тайны в этом деле. Почему одни пьесы всё ставят и ставят, а другие — редко и по праздникам? Это можно понять, только когда ты увидел пьесу на сцене. А бывают случаи, когда ты что-то написал и это очень смешно на бумаге, а на сцене, мягко говоря, не очень. Или наоборот. Какие-то репризы, которые нужны были для того, чтобы просто заполнить паузу, связать что-то, а зал вдруг начинает на них валиться со смеху».

Планы на будущее

«Заканчиваю роман о позднем советском периоде. Называется он „Веселые времена“. События происходят в 1983 году, в андроповское правление. И когда мне сейчас рассказывают, что я ходил по Москве и боялся, что меня повяжут страшные люди из КГБ, хотя у меня в то время уже лежали две запрещенные повести, мне приходится чуть ли не доказывать, что это всё ерунда. Ну ерунда же! Если не преступал советские законы, то никто не повяжет. Также приступил к 10-томному собранию моих сочинений. В будущем году уже будет несколько томов и, думаю, за года два все выпустим».

Досье «КТ»

Поляков Юрий Михайлович

Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Первое его стихотворение было опубликовано в 1974 году в газете «Московский комсомолец». В 1981 году был принят в Союз писателей СССР. Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», написанные в самом начале 1980-х годов. Автор десятков книг, пьес, лауреат многих литературных премий и государственных наград, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, сопредседатель президиума МООП «Международный литературный фонд», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Общественного комитета содействия развитию библиотек России. В 2005–2009 гг. входил в президентский совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека. С 2013 года – почётный член Российской библиотечной ассоциации. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 по 2017 год.

Дмитрий СМИРНОВ
Фото dic.academic.ru, old.modern-theatre.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 455 от 10 ноября 2017 года

 
По теме
Золото партии в Крыму - Газета Крымская газета Громкая премьера состоялась в Крымском академическом русском драматическом театра им.
08.11.2017
Неизвестный известный Владимир Горбань - Crimea.Kz В литературной гостиной Центральной библиотеки им.Л.Н.Толстого 30 октября прошёл творческая встреча с севастопольским драматургом, писателем-юмористом, поэтом, карикатуристом и киносценаристом,
06.11.2017
 
Александр Ермачков: «Нет никаких запретов, но есть путь театра, который уже предначертан» - Крымский ТелеграфЪ Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» пообщался о вечном и злободневном с директором старейшего театра полуострова — Крымского академического русского драматического...
30.10.2017
При поддержке Минкульта РК состоится Межрегиональная школа молодых библиотекарей - Crimea-news.com При поддержке Министерства культуры Республики Крым Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская библиотека для молодежи» 22-26 октября 2018 года проведет Межрегиональную школу
19.10.2018
 
В Бахчисарайском музее продолжается курс историко-краеведческих лекториев «Знай свой край» - Минкультуры Республики Крым На лекториях для аудитории читаются увлекательные лекции об истории родного края с посещением выставок музейных экспонатов и проведением экскурсий В Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповедни
19.10.2018
При поддержке Минкульта РК состоится Межрегиональная школа молодых библиотекарей - Минкультуры Республики Крым В рамках программы мероприятия будут подведены итоги республиканского конкурса «Активный ДоброДвиж» При поддержке Министерства культуры Республики Крым Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Кр
19.10.2018
Сотрудники ГКУ РК «Пожарная охрана Республики Крым» продолжают профилактическую работу с населением по предотвращению пожаров - Crimea-news.com С целью предупреждения подобных пожаров сотрудники Государственного казенного учреждения Республики Крым «Пожарная охрана Республики Крым» проводят регулярные профилактические мероприятия с населением.
21.10.2018 Crimea-news.com
У входа в подземелье - обожженное дерево Фото: Анастасия ЖУКОВА - Комсомольская правда "Комсомолка" побывала на одной из предполагаемых "баз" Владислава Рослякова [фото] Анастасия ЖУКОВА Криминалисты ищут место, где керченский стрелок Владислав Росляков мог собирать и испытывать бомбы.
21.10.2018 Комсомольская правда
Горе, шок, кровь и вопросы, вопросы, вопросы... Трагедия в керченском политехническом колледже, в результате которой погиб 21 человек (16 учеников, включая 11 несовершеннолетних,
19.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
«Комсомолка» посетила наиболее вероятные места, где парень мог организовать «схрон» боеприпасов [фото] Анастасия ЖУКОВА К бойне в Керченском политехническом колледже 18-летний студент Владислав Росляков хорошо подготовился.
21.10.2018 Комсомольская правда
Специалистов смущает травма головы и поза, в которой нашли Владислава Рослякова Анастасия КУРДЮКОВА В сети появилось видео, как Владислав Росляков, прогуливаясь по коридору керченского политехнического колледжа,
21.10.2018 Комсомольская правда
Правительство Крыма опубликовало реквизиты счета для помощи пострадавшим в Керчи - Газета Крымская газета Совет министров Республики Крым сообщает реквизиты для перечисления безвозмездных поступлений для оказания помощи пострадавшим в Керченском политехническом колледже.
19.10.2018 Газета Крымская газета
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 Комсомольская правда
В Севастополе пройдет IV Международный фестиваль кино и телефильмов духовно-нравственного содержания Через несколько дней, 20 октября,
15.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
Светлая полоса становится темной - Crimea-news.com Точки будут расставлены в ноябре Наш футбол после летней светлой полосы, связанной с блестящим проведением Мундиаля-2018, накрыла темная полоса.
21.10.2018 Crimea-news.com
Гол в дебюте матча принёс "ТСК-Таврии" победу - ФК ТСК-Таврия С минимальным счётом обыгран "Инкомспорт" Пресс-служба Фото: пресс-служба "Инкомспорта" Симферопольская "ТСК-Таврия" в матче 10-го тура Премьер-лиги Крымского футбольного союза дома встречалась с ялтинским "Инкомспортом",
21.10.2018 ФК ТСК-Таврия
Точки будут расставлены в ноябре Наш футбол после летней светлой полосы, связанной с блестящим проведением Мундиаля-2018, накрыла темная полоса.
21.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
С самого начала наши ребята вышли в лидеры Главные итоги и события пяти горячих дней на III летних юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе, где, на момент верстки этого номера «Крымского Телеграфа»,
20.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
Воспитанница симферопольского КБ «Легион» Мария Проскунова стала бронзовым призёром Первенства Европы по боксу среди девушек 15-16 лет.
19.10.2018 Газета Крымская газета
Влад Росляков жил в однокомнатной съемной квартире вместе с мамой Фото: Анастасия ЖУКОВА - Комсомольская правда «Комсомолка» посетила наиболее вероятные места, где парень мог организовать «схрон» боеприпасов [фото] Анастасия ЖУКОВА К бойне в Керченском политехническом колледже 18-летний студент Владислав Росляков хорошо подготовился.
21.10.2018 Комсомольская правда
Правительство Крыма опубликовало реквизиты счета для помощи пострадавшим в Керчи - Газета Крымская газета Совет министров Республики Крым сообщает реквизиты для перечисления безвозмездных поступлений для оказания помощи пострадавшим в Керченском политехническом колледже.
19.10.2018 Газета Крымская газета
«Комсомолка» посетила наиболее вероятные места, где парень мог организовать «схрон» боеприпасов [фото] Анастасия ЖУКОВА К бойне в Керченском политехническом колледже 18-летний студент Владислав Росляков хорошо подготовился.
21.10.2018 Комсомольская правда