Очень светлый и добрый спектакль, раскрывающий духовное богатство славян, наши историю, обряды и традиции, появился в далеком и сложном 1992 году. Один из самых значимых фактов о «Руси православной» в истории создания этой постановки, что над спектаклем под руководством автора постановки Ирины Котелевич и хореографа-постановщика – Елены Астраханцевой работали дети (воспитанники цеха оформления театрального костюма)! Работали не только как артисты: под руководством Ирины Вадимовны ребята своими руками шили и украшали костюмы, создавали сложные головные уборы, которые являются отдельным сложнейшим этапом работы и практически самостоятельной линией образов куполов церквей и соборов белокаменной, символизирующих нерушимую веру и духовную силу народа…
К слову, изначально спектакль так и назвали – «Русь белокаменная», но «сверху» название показалось «неуместным», так Русь стала православной. Впрочем, и это название абсолютно точно отображает главную мысль постановки, ведь именно православная вера – духовная основа славянских народов, которая объединила и сплотила людей в любви и преданности своим духовным ценностям и родной земле.
В 1992 году премьера в «Золотом ключике» заручилась таким успехом у зрителя, что руководство евпаторийского театра и создатели спектакля получили приглашение в Москву. Ольга Барыкина – режиссер передачи «До 16 и старше», увидев спектакль, организовала коллективу поездку на телестудию «Останкино», где была снята телевизионная версия «Руси православной».
На сцену евпаторийского театра спектакль вернулся в исполнении одного из коллективов МЦТИ «Золотой ключик» - Театра хореографии «Фэнтези» под руководством хореографа Натальи Решетняк. Спектакль вошел в основной репертуар театра и готов, по словам генерального директора центра Нины Пермяковой, предстать не только перед крымским зрителем:
– Этот спектакль очень значим для нас – его невозможно смотреть как просто «театральное действие на сцене»… все, что видит зритель – духовно тонкое и близкое нашему народу: и мозаика славянских традиций и праздников, и образы соборов и церквей, искренней веры народа в родную Русь – великую и непобедимую, которая обязательно станет счастливой в согласии и любви своих детей… Потому я уверена, эта постановка, наполненная чистыми устремлениями, силой русского духа, необъятной любовью к родной земле, заботе о ее процветании, детскими стараниями и светом, с успехом будет принята сначала на нашем юбилейном XX фестивале «Земля. Театр. Дети», а вскоре и на других творческих форумах и конкурсах России и других стран мира. Я убеждена, что сейчас – как никогда ранее за историю этого спектакля, – его значимость для истории нашего народа, сохранения наших традиций и воспитания духовно развитой патриотичной молодежи, будут оценены по достоинству!»