«Вид старого базара в Керчи».
В научной библиотеке «Таврика» им. А. Стевена Центрального музея Тавриды проходит выставка, посвященная 210-й годовщине учреждения ярмарок
в Таврической губернии.
В XVIII — начале XIX в. ярмарки были неотъемлемой частью жизни населения Таврической губернии. Часто они приурочивались к различным праздничным датам, что отражалось в названиях: Благовещенская, Георгиевская, Троицкая, Преображенская, Покровская, Крещенская. О дате и месте ярмарок оповещали справочные издания: в «Новороссийском календаре на 1861 год» указаны год их учреждения, количество товаров и приблизительная сумма продажи. Например, в Симферополе в 1828 году учреждены две ярмарки: Георгиевская (25 апреля) и Покровская (1 октября), длившиеся по две недели. На них привозилось товара на 32000 руб., из них почти половину раскупили.
В миниатюрном «Таврическом календаре на 1875 год» даны повседневные необходимые сведения на каждый месяц: церковные праздники, краткий прогноз погоды, расписание ярмарочных дней. В «Памятной книжке Таврической губернии» (1889 г.) под редакцией К. Вернера собран статистический материал о ярмарках в 1884—1887 гг. Всего их прошло 443. Полный список приведен в «Календаре и памятной книжке Таврической губернии на 1899 год».
Продавцы овощей. Симферополь, начало XX в. Фото из фондов Российского этнографического музея.
В «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона есть большая статья о ярмарках с подробными сведениями об истории возникновения в Европе и России, данные о товарообороте, статистика, в том числе и о Таврической губернии.
Местные органы управления следили не только за «экономической составляющей» торгов, но и заботились о санитарном состоянии: в докладе земского санитарного врача П. Кудрявцева «Пришлые сельскохозяйственные рабочие на Николаевской ярмарке в м. Каховке, Таврической губернии и санитарный надзор за ними в 1895 году» говорится, что «центр скопления народа, могущий служить рассадником болезней эпидемического и вообще заразного характера», должен быть под пристальным вниманием особой комиссии, состоящей из врачей и представителей местной администрации. Вопрос о ярмарках и базарах регулировался органами общественного управления и активно обсуждался на заседаниях местных властей.
На ярмарки съезжались крестьяне близлежащих деревень, крымские торговцы, купцы. В. Кондараки в своем «Универсальном описании Крыма» (1873 г.) отмечал: «Однажды в год в Симферополе устраивается ярмарка ко дню Покрова. Если б туристу, посетившему в это время Симферополь, пришлось бы посмотреть на множество балаганов, сколоченных на скорую руку на базарной площади, и переполненных всевозможного рода товарами, он удивился бы количеству наплыва иногородних фабрикантов, но впоследствии открыл бы, что между ними никого нет чужих; что товары эти перенесены из лавок туземными же купцами и цены на них те же самые; что новизною считаются несколько бараков с суздальскими произведениями и палатка с кукольною комедиею. Скотопромышленная площадка этого города очень редко представляет хорошие экземпляры лошадей и коров, но рынок вообще богат изобилием овощей, плодов и всякого другого рода съестных припасов, ценность которых значительно доступнее в сравнении с другими городами Тавриды».
Карасубазар. XIX век.
Колорит местных базаров привлекал и туристов. В «Путеводителе по Крыму для путешественников» М. Сосногоровой (1871 г.) ярко и живо описывается базарная площадь как главная достопримечательность в Симферополе:
«Единственное место, могущее занять путешественника, в первый раз приехавшего в Крым и не знакомого с Востоком, это базарная площадь в базарный день.
Огромное место с фонтаном посредине, застроенное деревянными балаганами, бывает битком набито разноплеменным народом: немцы и немки на повозках привозят хлеб, масло, картофель; татары со своими скрипучими маджарами (татарская воловая повозка, или арба), в которых они везут дрова, арбузы, дыни, капусту, и пр. и пр.; армяне, русские, цыгане — все это продает, покупает, шумит. Полунагие цыганенки вертятся вокруг покупающих барынь, предлагая им свои услуги — нести покупки.
На земле навалены горы арбузов, дынь, тыкв, яблок, груш, лука, чеснока, орехов разных сортов, зеленого и красного перца, помидор, синих баклажанов и проч. На столиках продают всякую всячину и между прочим киль (земляное мыло, которым татарки и гречанки моются в банях и всегда моют волосы)…
Далее, почти на выезде из города, продают скот. Тут целыми десятками стоят, печально понуря головы, волы и коровы; еще далее цыгане продают лошадей и гарцуют на них перед покупателем.
Все это пестро, шумно, оригинально».
Однако были и нелестные отзывы: в статье «Наши ялтинские базары» , опубликованной в «Крымском курьере» 26 июля 1901 года, отмечались недобросовестность «торгашей-трутнев» и плохое качество продуктов: при продаже мяса торговец «норовит отрезать вам два с половиною [фунта] и добавляет остальное присохшими и припахивающими мелкими обрезками самого последнего сорта, поворачивая куски почерневшею стороною вниз», масло «белое и прогорклое смешивается с желтым и свежим для однообразия вкуса и цвета», у фруктов «лицо блестит, натертое суконкой, а изнанка покрыта матовой гнилью».
Оживляют выставку в «Таврике» иллюстрации: «Вид старого базара в Керчи» из «Русского художественного листка В. Тимма» (1855 г.) и «Карасубазарский базар в Крыму» из четырехтомного раритетного издания «Гравюры из «Памятных книжек» , созданного в одном экземпляре А. Бертье-Делагардом.
Любовь РЖАВСКАЯ,
сотрудник научной библиотеки «Таврика»
Центрального музея Тавриды.
Нравится IT news