Вот и наступило торжество Рождества Христова. И сейчас все храмы Симферопольской и Крымской епархии украшают на радость верующих Рождественские вертепы. До самого праздника Крещения Господня будут радовать они взоры православных, ведь Рождество в нашей стране как и во всём мире, является самым радостным и любимым праздником.
Одним из таких ярких моментов праздника является — рождественский священный вертеп, который рассказывал в действии и изображении о событиях рождественской ночи, полностью изменившей наш мир.
ТОПЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦЕ ПАРАСКЕВИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ЕВПАТОРИЙСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
ИНКЕРМАНСКИЙ СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
ХРАМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СВЯТИТЕЛЯ ВЕНИАМИНА. СИМФЕРОПОЛЬ
КИРОВСКО-БЕЛОГОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
ПАРТЕНИТ. ПОДВОРЬЕ МОНАСТЫРЯ КОСМЫ И ДАМИАНА
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП. С. РЫБАЧЬЕ. АЛУШТИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
ВЕРТЕП ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ - АЛУШТИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
ХРАМ ВСЕХ КРЫМСКИХ СВЯТЫХ И ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
НОВОФЕДОРОВКА. ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА.
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (С. Орлиное)
ВЕРТЕП ХРАМА ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПОРФИРИЯ ( С. ЗАПРУДНОЕ)
Традиции и история рождественского вертепа
Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы были популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.
Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы, когда ослаб идеологический прессинг. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.
Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.
Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.
Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.
Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.
https://foma.ru/tradiczii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa.html