Самая русская пятёрка: О символах русского народа

Самая русская пятёрка: О символах русского народа
Фото: crimea.kz

В канун Дня России самое время рассказать о главных национальных символах русского народа — древних и не очень, передаёт « Крымская газета ».

Тальянка, «венка» , «хромка»

Одним из самых древних русских инструментов являются гусли. Тем не менее символом русского народа стали не они, а балалайка и гармонь, широко распространившиеся в России только в XIX веке. Интересно, что раньше балалайка имела две струны (трёхструнные встречались редко), а форма корпуса была круглой, а не треугольной. Гармонь, по одной из версий, произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. А вот по другой — и нам она нравится больше — это чисто русское изобретение. В 1840-х в Туле появилась первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармошек в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX века гармонь стала обязательной участницей всех народных празднеств и гуляний. Кроме тульской гармони, в России были известны «ливенка» , «русская венка» , «хромка» (самая распространённая в наше время), тальянка, «черепанка» , «вятская» , «саратовская» , «вологодская» , «петроградка» и другие. В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа русских солдат было отправлено около 12 тысяч гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тысяч.

«Всыпать крупы да разварить»

Исконно русскими блюдами многие считают пельмени и картофель. И ошибаются: пельмени — это национальное китайское блюдо, рецепт которого появился в России в конце XVII — начале XVIII столетия, а блюда из картофеля вошли в рацион русских лишь в XIX веке после яростных «картофельных бунтов» (за отказ сажать новомодную культуру крестьян наказывали и облагали налогами). На самом деле до XVIII века основным продуктом питания русских людей была ныне почти забытая репа. Её парили, варили, делали с ней пироги. Ну а национальным русским блюдом можно назвать щи, даже поговорка такая есть: «Где щи, там и русских ищи». Первоначально щи представляли похлёбку из сушёной рыбы и крупы или суп с капустой, щавелём и другой зеленью. Позже устоялся рецепт, данный в Домострое: «Капусту, или ботву, или крошево мелко нарезать и вымыть хорошо, и разварить, и посильней распарить; в скоромные дни положить мяса, ветчины или сальца ветчинного, сметанки подать или всыпать крупы да разварить». Во время постов щи готовили без мяса.

Квас из... репы и арбуза

С национальным русским напитком также путаница вышла — это вовсе не чай, как думают многие. Чай русский человек, разумеется, любит, но общедоступным он стал лишь в середине XIX века, когда его стали везти морем из Индии и с Цейлона. Другое дело квас — его на Руси готовили издревле, к XV веку существовало более 500 его сортов. Квас готовили не только из хлебных зёрен, но даже из репы и арбуза. Он использовался и для питья, и в качестве основы для приготовления пищи — холодных (окрошки, ботвиньи) и горячих супов, закусок (тёртая редька, репа и морковь) и мясных блюд (баранина, зайчатина, медвежатина отваривались в квасе). Квасом поддавали в банях и обливались им для здоровья.

Изготовление и употребление на Руси напитков, содержащих алкоголь, имеет давнюю историю. Тем не менее миф о пьянстве русских не имеет под собой никаких оснований: исконно русским напитком была вовсе не водка, а пиво и мёд (медовуха). Меда были вишнёвый, смородинный, можжевеловый, малиновый, черёмуховый, хмельной (с добавлением к мёду хмеля) и другие.

Тафья с жемчугом и колпак на меху

Ещё одним русским символом за рубежом считается шапка-ушанка. Хотя на самом деле если это и символ, то, скорее, советский. Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали применять в армии Колчака. Тогда шапка-ушанка называлась шапка- «колчаковка» , но её шили из сукна. Свой нынешний вид шапка-ушанка обрела только в 1934 году, а с 1940 года она стала зимним головным убором в армии и милиции.

Что касается исконно русских шапок, то выглядели они совсем иначе. «Зажиточные люди, следуя восточным обычаям, укоренившимся в России, носили маленькие шапочки, называемые тафьями, прикрывавшие только макушку, расшитые шелками, а у богатых золотом и унизанные жемчугом. Их носили и в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней в церковь и за это поссорился с митрополитом Филиппом», — читаем в «Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Николая Костомарова. Также носили остроконечные шапки — колпаки. У богатых людей колпаки были из белого атласа. «Зимою такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкою полосою. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимою подбитые овчиною или каким-нибудь недорогим мехом», — пишет Костомаров. Так называемые горлатные шапки носили исключительно князья и бояре: «Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов с суконным верхом, а иногда с меховым. По своей фигуре она составляла обратную противоположность колпаку, ибо к верху была шире, к низу уже».

Как японский старец русской крестьянкой стал

Известная всем матрёшка считается исконно русской игрушкой, пришедшей к нам из древности, но это не так. Впервые матрёшка появилась в России в конце XIX века. Жена русского мецената Саввы Мамонтова Елизавета привезла с острова Хонсю фигурку японского старца Фукурумы, одного из семи богов удачи. Это была статуэтка, внутри которой находилось несколько подобных ей, всё уменьшавшихся в размерах. Идею такой «многослойной» игрушки подхватил художник Сергей Малютин. Но только свою игрушку он сделал в виде круглолицей крестьянки в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащей в руках чёрного петуха. В неё должны были помещаться семеро её детей. Свою куклу Малютин назвал матрёшкой — от имени Матрёна, которое в то время было очень популярно в России. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам Малютина лучшими игрушечниками из Сергиева Посада, была восьмиместная. За куклой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Ещё новости о событии:

Самая русская пятёрка: О символах русского народа - Crimea.Kz
В канун Дня России самое время рассказать о главных национальных символах русского народа — древних и не очень, передаёт « Крымская газета ». Тальянка, «венка» ,
16:56 09.06.2017 Crimea.Kz - Симферополь
В канун Дня России самое время рассказать о главных национальных символах русского народа — древних и не очень.
16:41 09.06.2017 Газета Крымская газета - Симферополь
 
По теме
Следственными органами СК России завершено расследование уголовного дела в отношении 27-летней жительницы Севастополя, обвиняемой в заведомо ложном доносе о совершении преступления,
Крымчанин пытался передать наркотики арестованному и получил 9 лет колонии Алексей ЕЛАГИН Крымчанин пытался передать наркотики арестованному и получил 9 лет колонии Фото:
Крымчане получили восемь лет колонии на двоих за мошенничество на 4 млн рублей Алексей ЕЛАГИН Крымчане получили восемь лет колонии на двоих за мошенничество на 4 млн рублей Фото:
Правоохранители задержали 34-летного жителя одного из сёл Сакского района, который в состоянии алкогольного опьянения забрался на капот припаркованного улице легкового автомобиля и разбил его ногами.
Железнодорожным районным судом города Симферополя вынесен приговор по уголовному делу в отношении ранее неоднократно судимого жителя региона.
Синоптики предупреждают крымчан о сильном ветре. В течение суток 29 марта ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
kl2 - Керченская больница №1 Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Керченская больница №1
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
1 - Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина В Доме-музее М. А. Волошина 27 марта для детей младшего школьного возраста прошла комплексная программа «Театр начинается с детства», посвящённая Международному дню театра.
Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет