Татьяна Пельтцер… А моя бабушка могла бы так?

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

Татьяне Пельтцер в нынешнем июне исполнилось бы 110 лет. С ума сойти! А многие до сих пор воспринимают ее как свою современницу, кажется, вот она рядом, и не верится, совершенно не верится, что актрисы давно уже нет с нами.

Как она прыгала по крышам

«Эпполет, я сегодня видела дурной сон!» — изрекала с неповторимым прононсом теща бывшего предводителя дворянства Ипполита Воробьянинова в телевизионном фильме Марка Захарова «12 стульев». В один из этих стульев она когда-то невзначай спрятала бриллианты. Тещу, мадам Петухову, так смачно говорившую о сне, сыграла актриса Татьяна Пельтцер.
Наши дети, во всяком случае, те из них, кто более продвинутый в кино, знают Пельтцер в лицо. Правда, частенько путают актрису с Риной Зеленой и немного с Фаиной Раневской. Они действительно чем-то похожи. Такие вечные любимые бабушки-старушки, бесконечно острые на язык. В общем, на лицо ужасные, добрые внутри.
Татьяну Ивановну Пельтцер трудно представить молодой. Вернее, представить-то можно, но вот узнаваемой она стала потом, в более солидном возрасте. В «Укротительнице тигров», например, зрители смотрели больше на гладких хищников, в крайнем случае, на бесстрашную Касаткину, героического Кадочникова, отрицательно смешного Филиппова и только потом, в последнюю очередь на Пельтцер.
Удивительно, чем старше становилась Пельтцер, тем стремительнее она молодела. Она бегала по крышам в «Приключениях желтого чемоданчика» (я, тогда маленький, все время прикидывал: а моя бабушка смогла бы так?), развивала бешеную сказочную отрицательную деятельность в «Морозко», танцевала от души и пела от этой же самой души в многочисленных спектаклях московского Театра сатиры.
Среди фильмов, в которых она снималась, — «Свадьба с приданым», «Иван Бровкин» и многие другие. Везде она была родная, своя, близкая и понятная зрителю.

Вместе с Сатирой

А еще она была первой Марселиной в легендарном сатировском спектакле «Женитьба Фигаро». Татьяна Ивановна решительно перевоплощалась в страстную ключницу и, позабыв о возрасте, властно и безоглядно влюблялась в молодого героя Андрея Миронова.
Вообще, с Мироновым ее связывали замечательно трогательные отношения не только на сцене и экране, но и в жизни. Они могли запросто, взяв в компанию Марка Захарова, Александра Ширвиндта или Игоря Квашу, рвануть куда глаза глядят, например, в Ленинград, абсолютно просто так, от хорошего настроения… Когда Миронов внезапно умер на гастролях в Риге и «Комсомольская правда» обратилась к Пельтцер за интервью по этому поводу, Татьяна Ивановна сказала, что ее чувства к Андрею сродни материнским и горе такое, что слов подобрать невозможно. Она действительно помнила его совсем крошкой, играла с ним не только на сцене Театра сатиры, но и в телевизионных фильмах «Трое в лодке, не считая собаки», «12 стульев», «Между небом и землей».
Телезрители могли видеть Татьяну Пельтцер в разных спектаклях (вживую увидеть ее на сцене Московского театра сатиры было не так просто — билеты достать было невозможно, но как забудешь телевизионные версии спектаклей «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Гр. Горина, «Проснись и пой» М. Дьярфаша, где она и пела, и танцевала, и на аккордеоне играла, и, вообще, вытворяла Бог знает что). В ней было это особое умение, особый градус, она умела излучать со сцены высочайший эмоциональный заряд, умела заводить этот самый зал на все сто, и зрители отвечали ей многолетней любовью.
А разве мог не ценить такую потрясающую тещу мадам Петухову помешавшийся на 12 стульях зять Воробьянинов, актер того же Театра сатиры Анатолий Папанов? Это в фильме говорится, что Ипполит Матвеевич тещу не любил, а на самом деле Папанов
называл Пельцер актрисой Божьей милостью. Хотя характер у нее был отнюдь не ангельский.
Когда-то Пельтцер жила в маленькой комнатушке театрального общежития вместе с отцом, Иваном Романовичем Пельтцером, тоже актером. Личной жизни как таковой у нее не было — только театр и кино. Правда, один бурный роман в ее биографии все-таки был. Роман удивительный — ее возлюбленным был немец, который даже приезжал к ней в Москву. Но, вообще, была она человеком одиноким, и смыслом жизни для нее была работа. Росла как актриса в спектаклях главного режиссера Театра сатиры Валентина Плучека. Играла много, даже очень много, одно время была секретарем партийной организации театра. Что не мешало Плучеку ворчать: дескать, Пельтцер так и осталась провинциальной актрисой, так и не научилась правильно разговаривать на сцене. В более поздний период они крупно поссорились на репетиции спектакля «Горе от ума», Пельтцер смачно послала худрука на три буквы, и это «послание» по причине включенной радиотрансляции услышал весь многочисленный коллектив Театра сатиры, включая уборщиц и гардеробщиц.
Пельтцер хлопнула дверью, выбежала из театра (догнать ее пытались Михаил Державин и Ольга Аросьева) и больше не вернулась в свою Сатиру, прикипев душой к Марку Захарову, с которым когда-то и ссорилась, опаздывая на репетиции, и обвиняла его в антисоветчине, но больше мирилась и даже дружила.

В последние годы

Марк Анатольевич пригрел ее в Ленкоме. Она снялась у Захарова в нескольких знаменитых телевизионных фильмах («Формула любви», «12 стульев»). Сыграла в нескольких спектаклях — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») и «Мои надежды» М. Шатрова, блистала в таком программном спектакле, как «Три девушки в голубом» — постановке, которую долго не выпускали к зрителю. Вначале не понимала, как можно играть странную драматургию Петрушевской, но потом горячо любила эту роль и играла с огромным удовольствием. Ее героиня все время произносила, казалось бы, бессвязные монологи, но зрители воспринимали их на ура, а Татьяна Ивановна так привыкла разговаривать словами из пьесы Людмилы Петрушевской, что долгое время общалась при помощи этих монологов и в жизни. Было ли ей так уж легко в Ленкоме? Не думаю. Все-таки другая эстетика, другое поколение, особая труппа. К тому же ее возраст не способствовал, так сказать, творческому расцвету. В этом театре ее считали странноватой бабусей, не всегда оказывали должное почтение, по-крупному не обижали.
Последнюю свою роль она сыграла в спектакле «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему и Горину. Это была Берта — старенькая еврейская мама Менахема-Мендла — А. Абдулова, тихо сходившая с ума. Сын все время одергивал ее: «Мама, сфокусируйте внимание, мы не
в поезде». Кстати, Абдулов очень любил Татьяну Ивановну, всегда заботился о ней, ласково называл баушкой.
В конце жизни Татьяна Ивановна, как ее героиня из «Поминальной молитвы», тоже испытывала трудности с головой, что поделаешь — преклонный возраст не всегда способствует ясности рассудка. Она стала забывать тексты ролей, перестала узнавать знакомых и коллег по театру, попала в психиатрическую больницу в жутчайшие условия, где другие больные над ней издевались. Спасибо Марк Захаров перевел ее позднее в другую лечебницу, но она медленно угасала…
И все-таки навсегда осталась в нашей памяти веселой, не стареющей, способной на острое словцо — чудесной родной Татьяной Ивановной.

 
По теме
kl2 - Керченская больница №1 Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Керченская больница №1
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
1 - Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина В Доме-музее М. А. Волошина 27 марта для детей младшего школьного возраста прошла комплексная программа «Театр начинается с детства», посвящённая Международному дню театра.
Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет