В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» открылась выставка «Свет фресок Дионисия»

Фото: crimea-eparhia.ru

Ферапонтовские фрески иконописца Дионисия, сохранившиеся в первозданном виде в далёкой от культурных центров вологодской глубинке, теперь можно увидеть и в Севастополе.

 

11 октября в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже музея-заповедника «Херсонес Таврический»  открылась выставка московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия», который провел уникальную профессиональную съемку фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ему удалось при переменчивом дневном свете показать произведения древнего мастеря такими, какими их, пожалуй, никто и никогда не видел.

Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объёмной иконой, матрицей для будущего России». 12-летний подвижнический труд Юрия Холдина (1954-2007) стал настоящим фотооткрытием фресок Дионисия для широкой современной публики.

В открытие выставки приняли участие: Николай Бурляев – член Патриаршего Совета по культуре, Председатель Союза деятелей Славянской культуры, Президент ООО Международный Кинофорум «Золотой Витязь», Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Светлана Мельникова, директор музея-заповедника «Херсонес Таврический», директор Департамента культуры Николай Краснолицкий, помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. На открытие присутствовали кадеты класса МЧС школы №60, другие гости.

 Новый изобразительный формат представления вершинного труда Дионисия – словно новый этап его жизни. Мы можем сегодня видеть воочию и воспринимать неповторимую светоносную силу русской фрески в той степени подлинности, как во многих отношениях и на малый процент не удаётся даже в Ферапонтово. Ведь фрески живут в сложном архитектурном и свето-воздушном пространстве. Их цвет постоянно меняется в зависимости от освещённости – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному.

Юрий Холдин, исследуя, как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени. Это освещение, которое бывает в храме в полдень солнечного дня: «Я заставлял плёнку увидеть так, как человек видит это во время Литургии, когда включаются паникадила, горят свечи…». В найденном ключе Холдин решил так показать все композиции Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цвето-колористическое пространство собора.

Неслучайно выбрано место встречи севастопольцев и гостей города-героя с произведениями древнего изографа — зал временных выставок здания Византийской экспозиции. Византийские художественные традиции вместе с православной верой пришли на Русь, были осмыслены русскими мастерами и получили собственное новое звучание в древних храмах и монастырях Руси.

Проект «Свет фресок Дионисия» многогранен, просветительские возможности его универсальны. Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству музея-заповедника с Фондом «Фрески Руси» и АНО по развитию культуры и искусства «Международной кинофорум «Золотой Витязь». Открытие выставки стало одним мероприятий IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», в рамках которого пройдёт серия из 10 выставок в Севастополе, Москве, Московской и Калиниградской областях, Луганске.

Увидеть работы можно еженедельно со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00 в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже. Вход на выставку для посетителей музея-заповедника свободный.

  О фотохудожнике Юрии Холдине

 Фотохудожник Юрий Холдин – единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.

Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.

Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года. 

О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина:  «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику путем отбора многотысячных вариантов цветопроб удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…

Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…

 В материале использована информация сайта музея-заповедника «Херсонес Таврический»: https://chersonesos-sev.ru

 Пресс-служба Севастопольского благочиния

 

 
По теме
 
Крымский академический театр кукол представил спектакль на ялтинской сцене - Минкультуры Республики Крым Выездные показы постановок республиканских театров проходят при поддержке Минкульта РК Крымский академический театр кукол в городе Ялте на сцене театра имени А.П.
22.10.2018
 
Автор: Елена Федорова источник: РИА Новости Вечером, 21 октября, с городского моста в Керчи упала иномарка.
22.10.2018 Газета Новый Крым
В религиозной организации один человек пострадал, 13 эвакуировали Надежда ДАЦЮК В Керчи на улице Войкова 1-А, недалеко от политехнического колледжа, где накануне случилась трагедия, произошел взрыв газа.
22.10.2018 Комсомольская правда
В больницах полуострова оказывается медицинская помощь 14 подросткам и 11 взрослым Галина КОВАЛЕНКО В больницах Симферополя, Керчи и Ленино проходят лечение 25 человек: 14 студентов и 11 сотрудников колледжа.
22.10.2018 Комсомольская правда
Крымский академический театр кукол представил спектакль на ялтинской сцене - Минкультуры Республики Крым Выездные показы постановок республиканских театров проходят при поддержке Минкульта РК Крымский академический театр кукол в городе Ялте на сцене театра имени А.П.
22.10.2018 Минкультуры Республики Крым
Гол в дебюте матча принёс "ТСК-Таврии" победу - ФК ТСК-Таврия С минимальным счётом обыгран "Инкомспорт" Пресс-служба Фото: пресс-служба "Инкомспорта" Симферопольская "ТСК-Таврия" в матче 10-го тура Премьер-лиги Крымского футбольного союза дома встречалась с ялтинским "Инкомспортом",
21.10.2018 ФК ТСК-Таврия
Точки будут расставлены в ноябре Наш футбол после летней светлой полосы, связанной с блестящим проведением Мундиаля-2018, накрыла темная полоса.
21.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
С самого начала наши ребята вышли в лидеры Главные итоги и события пяти горячих дней на III летних юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе, где, на момент верстки этого номера «Крымского Телеграфа»,
20.10.2018 Крымский ТелеграфЪ
Влад Росляков жил в однокомнатной съемной квартире вместе с мамой Фото: Анастасия ЖУКОВА - Комсомольская правда «Комсомолка» посетила наиболее вероятные места, где парень мог организовать «схрон» боеприпасов [фото] Анастасия ЖУКОВА К бойне в Керченском политехническом колледже 18-летний студент Владислав Росляков хорошо подготовился.
21.10.2018 Комсомольская правда
За минувшую неделю специалистами департамента административно-технического контроля составлено 85 административных протоколов, из них 53 по фактам стихийной торговли и 32 за нарушение Правил благоустройства.
22.10.2018 Администрация города Симферополя