Старый советский фильм «Минин и Пожарский» (1939 г.) до сих пор остаётся единственным произведением, который наиболее полно рассказывает о победе сил народного ополчения над польско-литовскими интервентами. Он очень удачно передаёт характер, мысли, устремления предводителей освободительного войска – добродетельного и отважного князя Дмитрия Пожарского, а также мудрого и смелого нижегородского купца и земского старосты Кузьмы Минина.
Этот завораживающий фильм показывает, как настрадавшийся за время лихолетья от иноземных врагов и своих вероломных бояр и знати народ расправляет плечи и даёт отпор разорителям родной земли. С какой болью на пепелище некогда богатой деревни рождается у Минина мысль: «Если бы собрать все сёла да все деревни да города, кабы собрать здесь всех русских людей да на добром согласии, да нешто ляхам с их шведами одолеть такую силу?!»
Понятно, насколько выстрадан путь этой спасительной идеи, как нелегко переубедить зажиточных купцов, уверенных в том, что смогут откупиться от врагов, как тяжело сплотить и воодушевить своих сторонников...
В фильме отражены все ключевые моменты этого поворотного события: и речь Минина на торговой площади Нижнего Новгорода, где начался сбор средств для формирования ополчения, и правильная диспозиция русского войска на Девичьем поле. Показана и последняя решительная атака русской конницы, позволившая выиграть битву у стен Кремля и освободить столицу от польского гарнизона. Символично, что начало этому событию положило поспешное бегство литовской пехоты, произошедшее на Крымском дворе.
Разумеется, фильм отражал определённые идеологические установки своего времени, но его создатели весьма бережно отнёслись к историческим фактам. Режиссёры Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер были отмечены Сталинской премией I степени в 1941 году, в тот самый момент, когда над страной вновь нависла угроза, а от её народа потребовалось единство и мужество.
Кадр из фильма «1612. Хроники Смутного времени». История без продолженияСовременность также дала несколько картин, фоном для которых стали события лихолетья. Правда, их сюжет лишь косвенно затрагивает некоторые реальные исторические моменты. В первую очередь вспоминается разрекламированный фильм «1612. Хроники Смутного времени» (2007), создатели которого сознательно ушли от истории в сторону динамичного экшена. В кадре мельком появляется князь Пожарский, собирающий ополчение, но выглядит он крайне жалко даже в исполнении Михаила Пореченкова. В остальном же в сюжете гремучая смесь романтической истории о спасении Ксении Годуновой, претендующей на русский престол, о крылатых польских гусарах, осаждающих город, и герое-одиночке, который подручными средствами разрушает планы врагов.
Кадр из мини-сериала «Стена».Второе произведение – мини-сериал «Стена» (2016), снятый по книге Владимира Мединского, в этом плане интереснее, несмотря на то что во главу угла поставлен нелепый сюжет с поисками загадочного сокровища и разоблачения заговорщика, который плетёт интриги внутри крепости. Действие происходит в Смоленске в 1609 году. Осаждённый войсками польского короля Сигизмунда III, город успешно сопротивлялся два года под предводительством воеводы Михаила Шеина. Потрёпанная армия противника, взявшая его только после того, как в нём осталось едва ли 200 человек, способных держать оружие, не смогла отправиться к Москве. Так за много километров от столицы жители Смоленска внесли вклад в победу над врагом.
Кинематографисты пока пренебрегают событиями той эпохи. Разобраться в предпосылках, причинах и последствиях Смутного времени по-прежнему легче, посмотрев документальные фильмы, например, картину «Русская Смута. История болезни» (2012), посвящённую 400-летию со дня освобождения Москвы народным ополчением. Будем надеяться, что интересные художественные фильмы всё-таки появятся, ведь события тех лет заслуживают внимания.
Борис Седенко