Пятница 13-е… Интернет пестрит заголовками статей и статеек о «приметах», «опасностях», «значениях» и «последствиях» этого дня. Впрочем, огромное число публикаций и напоминаний нивелируется почти полным отсутствием логики и смысла. Ну, «ужас-ужас-ужас» и?
Верить в приметы? Не верить!
Отриньте суеверия, христиане! Порой, мы настолько «привыкаем» к определенной последовательности собственных (не всегда объяснимых разумом) действий, алгоритмов, что не отдаем себе отчет, а почему, собственно, огорчаемся рассыпанной соли, акцентируем внимание на то, «с какой ноги встаем», плюем (трижды) через левое плечо, не оставляем нож на столе, на грани шизофрении носим одновременно православный крестик и амулет со знаком зодиака, наконец, искренне боимся неприятностей в «пятницу, 13-го»… Все так делают?
«Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. И суеверный думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды (как будто кошка виновата, что у нее черный окрас); сколько раз прокричит кукушка – столько лет еще проживешь (словно судьба человека вверена пернатым)», - подчеркивает кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии Валерий Духанин.
Суеверия порождены магическим сознанием общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что «простому человеку» как бы удобно, тогда как вера в Бога требует труда, серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.
Пятница, 13-е – «неоригинально».
Что же сулит нам календарь? 3-го сентября – «костры рябин», а 1-го января – «елочку»? И всегда ли понедельник – день тяжелый? А если в мае жениться? Ой, а в високосный год-то, чего ждать? 13-го, в пятницу и вовсе из дома не выходить…
Об абсурдности подобных представлений хорошо наставлял святитель Иоанн Златоуст:
«Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную». (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. СПб., 1898. С. 769).
Каждый день, в который Бог дал нам жить, освящен Его присутствием, и помощь Его в делах человеческих открыта тем, кто ищет ее.
«Не чисел или дней следует опасаться христианину, а только греха. Уклонение во грехи влечет за собой наказание, и такое время становится для человека действительно злым, на какой бы день недели или месяц года это ни придется. Жизнь же в верности Богу влечет за собой мир души и внутреннюю радость, будь то понедельник, пятница 13-го или еще какой страшный для суеверных людей день. Итак, для нашего счастья каждые сутки жизни нужно посвящать исполнению Божиих заповедей», - уверяет кандидат богословия Валерий Духанин.
Апостол Павел, кстати, упрекал некоторых из христиан, напоминая им прежнюю их жизнь в язычестве:
«Не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». (Гал. 4: 8–11).
Знание – сила!
Разговор о возникновении, этимологии, если угодно, примет и суеверий – очень долгий. И корни его приведут нас в стародавние времена мрачного европейского Средневековья. Оттуда родом страхи, связанные с черными кошками, ведьмами-травницами, разбитыми зеркалами. А вот «пятница 13-е» ведет свое начало из ХVII века.
Публицист Натаниэль Лакенмайер утверждает, что ему удалось четко локализовать возникновение этого суеверия. Оказывается, оно появилось только после 1665 года, во время Великой чумы. Тогда бытовало поверье, что если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрет в течение года. Существовала даже профессия «14-го гостя», которого приглашали на встречу, чтобы избежать несчастливого числа.
Вполне возможно, что суеверие, связанное с 13-м за столом, появилось из-за той же привычки англичан и прочих европейцев считать всё дюжинами. Столовые сервизы выпускали с «правильными» 12 приборами, а комплекты мебели делали из столов с 12 стульями. Отсюда и родилось поверье, что 13-му за столом нет места. Как, впрочем, и 14-му, и 15-му, но об этом мало кто задумывался. В то время в Европе бушевала чума, и сколько бы народу за столом ни собралось, кто-нибудь и впрямь вскоре умирал. Ситуацию подогревали распространяемые «билли смертности», в которых озвучивали статистику погибших. В 1665 году от чумы умирал каждый 13-й, а позже каждый 15-й. Из-за этого суеверие распространилось необычайно широко, и боязнь числа 13 была перенесена на другие явления жизни.
К слову, о европейских дюжинах. В Англии издавна круглым числом считалось не 10, а 12. Именно дюжина (dozen) была мерой поштучного счета продаваемого товара. До сих пор яйца и многие другие продукты в английских магазинах продаются не десятками, а дюжинами. Отголосков древней двенадцатиричной системы счисления много: до сих пор день и ночь разделяются у нас на 12 часов, а в году 12 месяцев.
Еще одно объяснение – легенда о тамплиерах. Филипп IV Красивый, король Франции, испытывая материальные затруднения, арестовал орден тамплиеров и его руководителей в надежде на то, что после ареста он сможет разжиться какими-то богатствами, сокровищами тамплиеров. Во время казни, которая состоялась именно в пятницу, 13 октября 1307 года, главный магистр ордена Жак де Моле проклял Филиппа Красивого и папу Римского. В течение года умерли и Филипп, и папа. «Красивое» совпадение для любителей мистики.
С пятницей все гораздо проще. В этот день недели был распят Иисус Христос – отсюда и воз негативных ассоциаций.
Ничего личного, только бизнес.
«Пятница, 13-е» давно стало трендом, торговой маркой. Голливуд усердно вытягивает из этого числа максимум «смотрибельности», а значит доходности. Спрос рождает предложение? Публика побаивается? Значит, нужно добавить. От сувенирно-ширпотребной продукции до кричащих названий, от «защиты от бед и напастей, сглаза и дурных чисел», до массы публикаций (исключительно в надежде на число просмотров и возможную монетизацию текстов) в Интернете.
Деньги… В том числе, и они добавляют «дурной славы» пятнице, 13-му числу.
«Например, массовый обвал финансовых рынков из-за распространения COVID-19 случился 13 марта 2020 года. А вообще, изначально число 13 и пятница имели плохую репутацию отдельно и сами по себе. И только потом, приблизительно в ХХ веке, они слились в единую дату, обрастая ещё большим суеверием», – рассказала психолог Эльмира Минажетдинова.
По её словам, особо эмоциональные и тревожные люди с приближением этой даты чувствуют волнение и опасаются различных неудач и неприятностей, в том числе потери денежных средств. Отсюда – ворох предложений «защитных мер»… тоже не бесплатных, чего уж там.
«Необходимо помнить, что суеверия имеют только ту силу, которой люди их сами наделяют. Если человек действительно во что-то верит, то это, как правило, и происходит. Этот феномен называется самопрограммированием и самовнушением. Таким образом он сам мысленно притягивает к себе неприятности», – поясняет Эльмира Минажетдинова.
Поэтому, советуют специалисты, лучше в этот период думать о чём-то позитивном и не концентрироваться на плохих мыслях и на «плохих датах».
Тем более, что любые (!) «плохие» числа современный бизнес готов превратить в доход. Шведская фирма «Ericsson» поставляет на китайский рынок телефонные трубки с индексами, непременно имеющими цифру «8»: A1018, A1028, A3618 и т.д., поскольку восьмерка, по древним китайским приметам, «приносит удачу». У тех же китайцев и 13-е число «хорошее» и «счастливое». Зато в Гонконге панически боятся цифры 4. Ее написание напоминает иероглиф «смерть». Ассоциации… Между прочим, у древних греков несчастливыми были числа 2 и 5, а у суеверных римлян существовало аж 50 (!) несчастливых дней в году. Как отмечают историки, все эти числа-даты были связаны с поражениями в завоевательных кампаниях.
«Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это, как мы сказали, требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным», - отмечает преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии Валерий Духанин.
Все верно, когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями, приметами, днями недели, датами и числами.
Пресс-служба Крымской митрополии
По материалам изданий «Православная жизнь», Православие.Ру, журнала Нижегородской духовной семинарии, Добро-Пресс, журнала «Фома».