Разговор в редакции "Комсомолки" с художественным руководителем театра, заслуженной артисткой России Жанной Тертерян, директором Юрием Архиповым и завлитом Светланой Потемкиной получился весьма живым, интересным и нетрадиционным. Ведь начинал уникальный коллектив, отметивший 17 февраля нынешнего года своё пятнадцатилетие, в те самые лихие девяностые, когда искусству приходилось не жить, а выживать.
– Зародилась наша труппа не пятнадцать, а ещё двадцать пять лет назад, как раз в девяностые, – вспоминает Юрий Архипов. – Помню, у Жанны тогда как раз был курс в ГИТИСе. Тогда мы тоже побывали в Крыму – играли спектакли в "Артеке". Спонсор сказал: сыграете – выдадим зарплату!
– Именно тогда коллектив получил первое название "Экспромт", – продолжает тему Жанна Тертерян. – Его "музыкальность" была связана с тем, что я в своё время закончила ещё и Гнесинку как пианистка. В итоге "Экспромт" просуществовал десять лет, обрёл государственный статус и…
И, как бывает во многих творческих коллективах, труппа разделилась. Так "Экспромт" стал музыкальным театром "На Басманной". Имея собственное помещение, сценической площадкой так и не обзавёлся. Выступает в Доме музыки, Доме работников искусств, Доме железнодорожника при полных аншлагах. Не раз был замечен в Доме культуры "Рублевка", где скромный билетик на детские спектакли стоит от трёх до пятнадцати тысяч рублей.
Репертуар театра – особая тема. Изменчивая мода уживается с традициями, а новаторство – со здоровым консерватизмом. Классические, оперетты, водевили, детские спектакли, рок-оперы, мюзиклы, музыкальные комедии, одноактные оперы – среди такого разнообразия и начинающий слушатель, и записной меломан найдут что-то своё.
– Наш театр – театр молодых, – рассказывает о труппе Жанна Тертерян. – Многие закончили ГИТИС – актёрское отделение музыкального театра, у большинства ещё и профессиональное вокальное образование, они часто выступают в концертах и участвуют в конкурсах, ведь зарплаты у нас для Москвы очень скромные…
– В вашем репертуаре есть даже "Снегурочка" Римского-Корсакова, которую вы адаптировали для юного зрителя. Однако не потеряла ли опера при этом своей прелести и аутентичности? – поинтересовалась обозреватель "Нового Крыма".
– Кроме "Снегурочки", у нас есть ещё версия "Сказки о царе Салтане", – развила тему худрук театра. – Конечно, пятиактную "Снегурочку" не только дети – не каждый взрослый высидит. Мы оставили в этих операх яркую образность, картинность, конечно, любовную линию героев. Вместе с фантастической музыкой Римского-Корсакова это производит феерический эффект!
Отдельная тема в жизни театра – гастроли. В 2009 году их "Фиалка Монмартра" произвела в Тель-Авиве настоящий фурор. Знаменитый зал "Гешер" на девятьсот мест был полон!
А вот приезд в Вильнюс два года назад едва не закончился скандалом.
– В 2013 году мы привезли туда "Капитанскую дочку", – продолжает экскурс в историю театра Юрий Архипов. – Антураж там достаточно имперский – двуглавый орел, возгласы "Виват, Россия!". Помню, передо мной на спектакле в театре Русской драмы сидела супружеская пара, и мужчина, склонившись к спутнице, прошептал: "Театр закроют!" В 2014 году мы привезли "Левшу". Отношения тогда накалились до предела – Крым уже воссоединился с Россией. А афиши наш дизайнер сделал с триколором по всему полю. Помню, дирекцию театра, который нас принимал, вызвали в Министерство культуры и заставили со здания афиши снять. Но их всё равно было полно по всему городу – рекламную кампанию мы тогда провели мощнейшую!
Крым и Севастополь – не Литва, и "Капитанскую дочку" с гербом России, портретами Екатерины Великой и криками "Виват!" приняли на ура. Любопытная деталь: писали эту рок-оперу известный даже дилетантам по своей музыке к кинофильмам Андрей Петров и его дочь Ольга для… американцев. Вернее, в содружестве с бродвейским актёром и продюсером Джорджем Уайтом. Премьера "Капитанской дочки" состоялась в 2004 году на сцене Бродвейской консерватории. А её русскоязычную версию впервые показала Санкт-Петербургская "Рок-опера".
В репертуар театра "На Басманной" этот спектакль входил непросто. На предложение поставить "Капитанскую дочку" Жанна Тертерян сначала ответила категорическим отказом: "Не хочу казней и виселиц!" Убедила Жанну Григорьевну музыка: уже первые услышанные аккорды заставили пересмотреть отношение к сюжету. Выход нашли в новом подходе к пластике – приехавший в Москву хореограф из Екатеринбурга Александр Петражицкий буквально поставил "Капитанскую дочку" на ноги. Балетные сцены, спецэффекты, развитая любовно-романтическая линия, облегчив драматизм сюжета, безошибочно проторили постановке путь к зрительскому сердцу.
Симферополь не стал исключением. Думаю, все, кто в минувшую пятницу побывал в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым, получили истинное удовольствие. Прекрасные голоса Евгения Петиша (Гринев), Ирины Елисеевой (Маша), Павла Бадраха (Пугачёв), Анжелики Зарьевой (Екатерина II), других исполнителей, балетные номера, лаконизм декораций-трансформеров и даже появление на сцене настоящей собачки безоговорочно покорили жителей и гостей крымской столицы.
Увы, не обошлось без шероховатостей. Но связаны они были, скорее, с особенностями сценической площадки: музыкальное сопровождение из динамиков поначалу буквально "взрывало мозг" сидящим в первых рядах. Правда, артисты, привыкшие работать на арендованных сценах, сориентировались быстро. Однако этот досадный случай ещё раз говорит о том, что звуковой "начинке" музыкального театра нужна серьёзная реконструкция, а самой крымской столице – современный концертный зал. Чтобы любители музыки (а их у нас немало) смогли по достоинству оценить мастерство и местных исполнителей, и ярких и самобытных коллективов с материка, которых в Крым с гастролями приезжает всё больше и больше.