Семейные фотографии отражают многочисленные внешние приметы той эпохи, в которой были сделаны. Фотографии и их судьба меняются в общем ритме социально-исторического процесса, вслед за социальными переменами. Лица людей, их позы, одежда, аксессуары, интерьеры и пейзажи, запечатлённые на съемке – на всем этом есть отпечаток истории, что и делает фотографии одними из наиболее ярких, зримых свидетельств прошлых эпох. Исторически предопределен также и сам ритуал фотографирования, и способы хранения фотографий, и отношение к ним.
До возникновения фотографии существовали различные способы увековечивания семейной истории. Фотография сделала эти практики простыми и доступными для всех слоев населения, став сегодня неизменным спутником любой семьи. Благодаря фотографиям, семья создает хронику семейной истории. Как отметила американская писательница Сьюзен Зонтаг: «Зачастую семейный фотоальбом является не только как единственное подтверждение существования той или иной семьи, но и тем, что объединяет большую семью в некое единое целое. Фотография или, вернее, фотографии создают у их обладателя иллюзию обладания прошлым, включая даже нереальное прошлое».
Семейные фотографии – материализованная память, осязаемый фрагмент нашей собственной, очень личной истории. Ключевым ее смыслом является само событие фотографирования, важнейшего ритуала семейной интеграции.
В семейном архиве имеются фотографии, личные предметы моего деда – Смайлова Сулеймана.
Смайлов Сулейман – родился он в 1900 году в деревне Журавки (Байрач) Кировского района, по происхождению из духовенского сословия.
Рано потеряв отца, будучи старшим в семье, берет на себя роль кормильца. Закончив Ялтинский педагогический техникум, в 17 лет начинает свою трудовую и педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов в средней школе с. Журавки Кировского района Крымской АССР.
Сельский учитель у всех на виду. Сулейман оджа, так к деду обращались почтительно. Будучи образованным и грамотным человеком, он пользовался заслуженным уважением и авторитетом среди жителей и администрации села. В сельском совете помогал вести делопроизводство, грамотно писать письма и оформлять официальные бумаги.
Работая учителем начальных классов, преподавал грамоту, латинский, арабский языки, каллиграфию и письмо, чтение и другие светские предметы. Учительствовал во многих крымских деревнях (слышала от матери – «бабам кой-койден оджалыкъ эте эди»). В результате этого все его дети родились в разных местах Крыма.
Сулейман къартбабам – отец шестерых детей, последняя дочь – Амиде, 1949 года рождения продолжила его дело, которое в последующем по династии передалось внучке – Эльвире.
Интересный факт. В 1989 году наша семья приняла решение вернуться на историческую родину – Крым. В Джанкойском районном отделе образования матери Смайловой Амиде (младшая дочь Сулеймана оджа) предложили работу в Чайкинской средней школе. Позже выяснилось, что в селе Чайкино (Акъчора), работал учителем Сулейман къартбабам. Это память и история учительского рода нашей семьи.
В Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в 2023 году работала выставка «Гордое призвание – Педагог», посвященная Году педагога и наставника, где была представлена история, традиции и современное состояние национального образования крымских татар. Среди экспонатов были представлены – фотопортрет Сулеймана оджа, его рукописи (планы-конспекты), выполненные арабской вязью, удостоверение о порядке установления стажа педагогической работы, выданное учителю начальных классов Советского района с 1926–1936 гг.
Фотографии ценны тем, что фиксируют воспоминания, знаменательные, исторические моменты и позволяют сохранить семейное наследие.
Фотопортрет (1925 г.), на котором в технике фоторетуширования изображен Сулейман оджа, на обороте надпись «1925 сенеси. Акъмесджит шеэринде Кърым татар пед. техникумында окъугъанда чыкъарылды».
Сулейман къартбабам – будучи мудрым, понимающим жизнь человеком, смог передать детям, внукам и правнукам своё наследие – опыт, эмоции и семейные ценности.
Фотография – история семьи, самая дорогая семейная реликвия и именно через нее ощущается неразделимая связь времен и поколений. История, застывшая в фотографии, представляет музейную ценность, которая ждет своего исследователя.
Зарединова Эльвира, научный сотрудник отдела научно-экспозиционной работы ГБУ РК КМКИН