ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ

20 сентября мы вспоминаем 170-летие Альминского сражения - первого крупного сражения Крымской кампании 1853-56 гг., когда силы «коллективного Запада» в который раз вознамерились «смирить» и «проучить» Россию. Несмотря на формальное поражение в той войне, российский народ явил пример массового героизма, мужества, самоотверженности, стояния за Родину – всё то, что не раз приходилось и сейчас еще приходится проявлять россиянам как на передовой, так и в тылу.

И всякий раз жертвы, принесенные во славу Отечества, оказывались не напрасными, всякий раз враг, в конечном итоге, оказывался посрамлен, а Отечество наше, вопреки всему продолжало жить своей самобытной жизнью.

Сегодня на поле Альминского сражения обустроен мемориал, проходят масштабные торжества; на днях в торжественной обстановке с участием руководства Республики был открыт памятник Русскому солдату Владимирского пехотного полка… В Симферополе, на месте массового захоронения офицеров и воинов нижних чинов, умерших от ран за весь период Крымской кампании, воздвигнут храм, проводятся Богослужения и совершаются поминальные моления. И кажется, что так было всегда.

А между тем ещё каких-нибудь 35 лет назад картина была совершенно иной. Во-первых, никаких торжеств, приуроченных к событиям Первой Крымской кампании в означенных локациях не проводилось. И поле Альминского сражения и военное кладбище в верховьях Петровской балки в Симферополе представляли собой заброшенные пустыри, посреди которых в первом случае одиноко возвышался полуразрушенный и забытый всеми памятник участникам Альминского сражения, а во втором – также полуразрушенный памятник генералу А. К. Абрамову. И всё.

И это при том, что до революции эти мемориальные комплексы сохранялись в надлежащем виде и служили живым напоминанием о «жертве всесожжения» принесенной за наше Отечество на полях сражений. Фатальное разрушение этих памятников произошло меньше чем за десятилетие в трагические 30-е годы XX-го века. И это страшное время воистину можно назвать временем провала в нашей исторической памяти.

Когда-то Василий Ключевский заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры. И вот – мы, как народ, пережили это время. Если быть точным, то это 1919 – 1946 гг., когда Свято-Троицкая Сергеева лавра была закрыта безбожными властями. И в это краткое по историческим понятиям время вместилось эпическое по своим масштабам и невиданное по дерзости восстание на Бога и последовавшее затем страшное наказание и вразумление, попущенное от Него. И именно на 30-е годы пришелся пик духовного и нравственного беспамятства, с его безумными попытками разрушения самих основ бытия, при видимости бурной созидательной деятельности.

Причем разрушение это было целенаправленным и показательным. Задача государства тогда заключалась в том, чтобы стереть из памяти народной всё, что было связано с прежним, Царским «режимом», с его духовными и культурными ценностями. Так был снесен памятник основательнице города, императрице Екатерине II, взорван в центре Симферополя кафедральный собор Александра Невского, а также полностью уничтожено то самое военное кладбище, о котором мы говорим.

Оно как раз и возникло с началом Крымской войны, когда в Симферополь свозили раненых солдат русской армии и те из них, кто скончались от ран, увечий и болезней, были погребены на этом кладбище. Только представьте себе, что к концу Крымской войны здесь насчитывалось около 36 тысяч захоронений! Даже по современным меркам это население небольшого провинциального города. Но кроме этого кладбища в Симферополе было полностью уничтожено Старое русское кладбище, где хоронили первых жителей города, а также офицеров, сестер милосердия, полковых священников и иных участников Первой Крымской кампании. На месте этого кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой точно в насмешку располагался аккурат над братской могилой участников Альминского сражения. А за зданием школы полностью из камней кладбища и могильных плит было построено четырехэтажное здание для комсостава Красной Армии. Оно и сейчас стоит, и в нём живут люди, равно как и школа, в которой продолжают учиться дети…

Кроме того, могильные плиты и камни с обоих кладбищ использовались для замостки тротуаров, а по территории военного кладбища проходила одна из тренировочных трасс мотодрома ДОСААФ… То есть, вы понимаете… это ведь не просто было проявлением какой-то безалаберности, но, во-первых, демонстрацией того, что для советского человека никакой загробной жизни нет, значит прах людей – это просто кости и ничего больше, которые можно выкинуть на свалку как мусор. Во-вторых, власть подчеркивала, что всё, что связано с прежней историей России – неважно и должно быть предано забвению. И, наконец, утверждалось, что у нас теперь всё новое. Новый мир. И поскольку святого у нас ничего нет, то мы спокойно оскверняем святыни и, даже дома из могильных камней строим и предлагаем гражданам попирать память предков ногами, в прямом смысле этого слова. И ничего нам за это не будет.

К чему я это всё говорю? К тому, что всё чаще приходится слышать разговоры о том, что Советская власть была самая справедливая и правильная в мире. И снова нас призывают идти по пути построения «самого справедливого» социалистического строя… Но послушайте, давайте не будем обманываться. И, относясь с любовью к истории своего Отечества во все периоды его непростого бытия, не будем оправдывать очевидное зло, но обличать и оплакивать его с тем, чтобы ничего подобного больше не случилось в будущем. Чтобы не случалось больше подобных провалов в нашей исторической памяти. И не пора ли нам понять, что дело не в строе, а в состоянии душ людей, когда одни погибают в роскоши и пресыщении, а другие – в ненависти, нищете и озлобленности. И тот страшный провал в памяти народной, о котором мы говорим стал возможен не иначе как по причине повсеместного оскудения веры в то, что есть на свете Высший суд и высший Судия, который всем воздаст по делам его и у Которого нет и тени несправедливости. Закон Его призывает богатых относиться к своему богатству со страхом и благоговением, как к имуществу, вверенному ему с тем, чтобы распоряжаться им по-божески, то есть, расточая его с любовью и милосердием, ничего лишнего не удерживая в руках. Но также этот закон повелевает бедным трудиться со страхом и добрым усердием, перед лицом Самого Господа, с кротостью и послушанием относясь к властям предержащим и в терпении своем спасая души свои. И этот общий для всех закон неотменим. По нему будет судить нас Господь и по нему воздаст каждому по делам его.

И страшная вина лежит на коммунистах и их предшественниках – социалистах всех мастей именно за то, что они разрушили веру в людях. Веру в неотвратимость Страшного суда и праведного воздаяния от Бога каждому по делам его. «Освятили и благословили» своим учением классовый гнев. Возвели его в ранг праведности, так что всякое насилие, и жестокость, и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало почитаться делом благим и правым. Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетенных: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19). То есть Богу угодно, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная восторжествует, если не в этом, так в ином мире. «Помышляя о Боге», - значит веруя что есть Высший судья и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и беспристрастным. Но вот в том-то и дело, что нужно веровать и претерпеть до конца. Это обязательное условие. В этом - корень христианства.

Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие. Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах справедливости. Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду. И никакой справедливости в этом нет.

Улучшение, действительное улучшение чего бы то ни было в этом мире, достигается повседневным и кропотливым, созидательным, преобразующим трудом. А любые «наскоки» и революционные перемены, разрушения с тем, чтобы «строить новое» без учета реалий - влекут за собой море крови, страданий, бед и ухудшение жизни.

Да сохранит нас всех Господь от беспамятства, от забвения того, что единственным основанием построения доброй жизни в нашем Отечестве может быть православная вера и развитие культуры, согласной с Евангельскими заповедями.

Священник Димитрий Шишкин

На фото (автор Д.Скляренко): памятник-обелиск, открытый 8 сентября 1884 года, в 30-ю годовщину Альминского сражения; памятник солдатам и офицерам Владимирского пехотного полка. 

 
По теме
В рамках изучения темы нового учебного года "Первая оборона Севастополя" Крымского регионального отделения Братства православных следопытов,
Наша воскресная школа по благословению настоятеля храма во имя святителя Луки г. Евпатории протоиерея Владимира Бадаха провела двухдневную благотворительную ярмарку в рамках акции «Белый цветок».
29 сентября 2024 года, по благословению Главы Крымской митрополии, Митрополита Симферопольского и Крымского Тихона, на территории кафедрального Александро-Невского собора прошла ежегодная благотворительная акция «Белый цветок».
В рамках благотворительной акции «Белый цветок» в Свято-Никольский храм-памятник была приглашена группа подопечных Севастопольского дома-интерната для престарелых и инвалидов.
В рамках работы Регионального ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию состоялось установочное совещание директоров и заведующих образовательных учреждений Балаклавы.
Неделя по Воздвижении посвящена чествованию и поклонению святому Кресту. Церковь напоминает нам о крестных страданиях, Голгофе и скорби каждого православного христианина.
Передан гуманитарный груз в одно из подразделений 126-й бригады. Об этом сообщил руководитель Специального гуманитарного центра Крымской митрополии протоиерей Дмитрий Кротков.
Благочинный Северного церковного округа протоиерей Борис Кравец ознакомился с храмами и часовнями вверенного ему благочиния, находящимися в сельской местности.
28 сентября в рамках образовательного процесса воскресной школы при храме Рождества Христова пгт Молодёжное (Симферопольское районное благочиние), по благословению настоятеля храма протоиерея Вадима Маринского,
2 октября в России отмечают День среднего профессионального образования, установленный Указом Президента РФ № 496 от 25 июля 2022 года, «в целях развития и популяризации среднего профессионального образования».
Симферопольская и Крымская епархия
В рамках изучения темы нового учебного года "Первая оборона Севастополя" Крымского регионального отделения Братства православных следопытов,
Симферопольская и Крымская епархия
Жителю Ялты назначено 40 часов обязательных работ за нежелание платить штрафы - ФССП по Республике Крым Житель Ялты вел аморальный образ жизни: употреблял и хранил наркотические средства и психотропные вещества, а также незаконно культивировал растения с соответствующими свойствами, тем самым нарушив статьи 6.8,
ФССП по Республике Крым
   Судакская центральная городская библиотека им.В.П.Рыкова представляет к просмотру  виртуальный портрет «Голос Победы», посвящённый советскому диктору  Юрию (Лазарю) Борисовичу Левитану.
Судакская ЦБС
Фото с сайта ruinformer.com - Крымская правда Фото с сайта ruinformer.com Первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Сергей Цеков провёл совещание по вопросу создания нового гимна Республики Крым.
Крымская правда
"О той единственной, Гражданской" - Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник Гражданская война 1917-1922 годов тяжелым катком прошлась по судьбам людей, развела их по разным берегам реки жизни.
Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник